ЗНАЧЕНИЕ ШРИ ВЙАСА-ПУДЖИ

Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж

 

Магхи кришна-панчами — благословенный День Явления нашего почитаемого духовного Учителя, Нитйа-лила-правишта Ом Вишнупада Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакура. Во всех наших матхах прилагаются особые усилия, дабы этот праздник из года в год проводился достойным образом. День Явления нашего духовного Учителя мы именуем Шри Вйаса-пуджей. Полнолуние в месяц Ашарх (июнь-июль) все знают как Гуру-пурниму, и мы слышали, что это День Явления Богонисшествия Шри Ведавйасы. Поэтому, все школы религиозной мысли призывают совершать поклонение Шри Вйасе в этот день, от чего этот день и назван Вйаса-пуджей. Однако, члены Гаудийа Матха, сознавая их Гуру не отличным в высшем смысле от Вйасадева, отмечают его День Явления Гуру-пуджей и церемонию эту называют Вйаса-пуджей.

Недвойственная высшая Истина, Враджендранандан, в Своем проявлении Шри Гаурасундара, установил эту традицию поклонения духовному Учителю, когда совершил в Шривас Ангане Вйаса-пуджу Нитйананде Прабху, Самому Шри Балараму. Первая Вйаса-пуджа в Гаудийа Матхе прошла в 1924 году, 24 февраля, когда ученики Шрилы Прабхупады праздновали его пятидесятилетие. Фестиваль проходил в Калькутте, No.1 Ultadingi Junction Road.

Санскритское слово вйаса означает “делить”, “расширять” или “раздавать”. Поскольку он разделил единую Веду на четыре части, Риг, Сама, Йаджур и Атхарва, и так как он расширил Ведическое знание Махабхаратой, Пуранами и различными иными повествованиями, мудрец Шри Кришна Дваипайана был титулован как Ведавйаса. В своей Чаитанйа-чаритамрите, Шри Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что и Вриндаван Дас Тхакура следует величать также:

кришна-лила бхагаватэ кахе веда-вйаса

чаитанйа-лилара вйаса вриндавана-даса

“Ведавйаса повествовал о Деяниях Кришны в Бхагаватам. Вриндаван Дас Тхакур сделал тоже самое для Деяний Чаитанйи.” (Ч.-ч. 1.8.34)

бхагаватэ кришна-лила варнила веда-вйаса

чаитанйа-лилатэ вйаса вриндавана-даса

“Ведавйаса описал Развлечения Кришны в Бхагаватам, а Вйаса Чаитанйа-лилы — Вриндаван Дас Тхакур.” (Ч.-ч. 1.19.55)

Как Шри Вриндаван Дас Тхакур был назван “Вйасой” за описание Чаитанйа-лилы в Чаитанйа Бхагавате, так духовный Учитель продолжает дело Вйасадэва, распространяя знание о Боге среди обусловленных живых существ. По этой причине, поклонение ему в День его пришествия, именуется “Вйаса-пуджей”.

Вйаса-пуджа-лила Шримана Махапрабху описана Вриндаван Дас Тхакуром в пятой главе Мадхйа-кханды Чаитанйа Бхагаваты, и прокомментирована нашим почитаемым Шрилой Прабхупадой в его Гаудийа-бхашйе:

Шрути говорят, что с того момента, когда человек начинает ощущать отрешенность (видимо, от мира вишайи, — прим. пер.), чувственные влечения оставляют его в покое, и появляется вкус к преданному служению Господу. И это не вопрос какого-то определенного времени или места. Утративший всякий интерес к услаждению собственных чувств, становится бездомным скитальцем (паривраджака), покуда ни найдет прибежища подле лотосных стоп духовного Учителя. И слово “Вйаса-пуджа” не означает ничего помимо принятия этого прибежища, помимо предания себя стопам Учителя. И необходимость в этом присуща адептам всех четырех жизненных укладов, но те, кто стал на путь отречения, должны усердствовать в этом направлении особо.

Служители Гаудийа Матха ежегодно проводят эту церемонию в духе торжественности. И они не рассматривают кришна-панчами титхи месяца Магх как соответствующий повод для проведения этого праздника. Традиции празднования Вйаса-пуджи в различных религиозных школах сильно разнятся. Брахманы, какому бы ашраму (брахмачари, грихастхи, ванапрастхи, саанйаси) они ни принадлежали, провозглашают себя находящимися под покровительством Вйасы, их Гуру, и потому проводят Вйаса-пуджу как регулярный ритуал. В действительности же, Вйаса-пуджа празднуется как ежегодный фестиваль, являющий превосходную возможность для Служения памятованием их собственного (непосредственного) духовного Учителя.

Вйаса-пуджа так же подразумевает отдание всего себя на служение Гурудэву, выражающееся именно в том труде, который способствует исполнению желаний Учителя. Как пример демонстрирующий это, наш предшествующий Ачарйа, Шрила Нароттам Дас Тхакур, возносит такую смиренную молитву нашему высочайшему Наставнику, Шри Рупе госвами:

шри-чаитанйа-мано`бхиштам

стхапитам йена бхутале

со`йам рупах када махйам

дадати сва-падантикам

“Когда же Шри Рупа Госвами, исполнивший на этой земле сокровенные желания Господа Чаитанйи, дарует мне прибежище у своих лотосных стоп?” (Прэма-бхакти-чандрика)

Милосерднейшие Деяния Шри Чаитанйи Махапрабху наделяют любовью к Кришне. И чтобы Шрила Рупа Госвами ни утвердил своим последователям как панацею от недуга безразличия к служению Богу, это придет как совершенный дар Шри Гуру в Таинстве Вйаса-пуджи. Так что, Вйаса-пуджа в высшем смысле подразумевает такую же преданность и такую же веру в отношении ко всем предыдущим духовным Учителям.” (Гаудийа-бхашйа 2.5.8-10)

Махапрабху снизошел наделять преданностью, насыщенной унната-уджджвала-расой, наиболее возвышенным переживанием “сияющей” (уджджвала), неземной чувственной любви, которой Господь не одаривал живых существ ни в одном из Своих проявлений. Господь Гаурасундар — Единение Радхи и Мадхавы, Он — Сын Нанда Махараджа, принявший чувства и оттенок Тела Шримати Радхарани. Кто, кроме Него, мог открыть столь сокровенное Богатство жизни в преданности? И Господь этот наделил совершенным осознанием всех аспектов духовного знания Своего самого Близкого, Шрилу Рупу Госвами. Поэтому, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит:

шри-рупа-хридайе прабху шакти санчарила

сарва-таттва нирупийа правина карила

“Господь наполнил сердце Шри Рупы духовной силой. Все Таинства Преданности объяснил ему, сделал его столь знающим!” (Ч.-ч. 2.19.117)

Шри Кави Карнапур, сын любимого спутника Махапрабху, Шивананда Сены, в своей Чаитанйа-чандродайа-натаке составил две прекрасные шлоки, в коих описал те благословения, что снизошли от Господа на Рупу Госвами.

калена вриндавана-кели-варта

луптети там кхйапайитум вишишйа

крипамритенабхишишеча дэвас

татраива рупам ча санатанам ча

“С течением времени, подробные события развлечений Шри Кришны позабылись, и чтобы вновь открыть их, Господь, Своей милостью, послал Шри Рупу и Санатана в Священные Земли Враджа.” (Ч.-ч.-н. 9.38)

прийа-сварупе дайита-сварупе

према-сварупе сахаджабхирупе

ниджанурупе прабхур эка рупе

татана рупе сва-виласа рупе

“Господь объяснил Раса-шастры Шри Рупе, дорогому другу Сварупы Дамодара, так, как никому их не объяснял ранее. Его (Шри Рупы Госвами) истинное “я” — возлюбленный Господа, его внутренняя естественная природа — Божественная Любовь. Какая красота присуща ему! Махапрабху сознавал Шри Рупу Самим Собой, ибо он является неотъемлемым продолжением Махапрабху.” (Ч.-ч.-н. 9.39)

Этими словами Кави Карнапур описывает то, как Махапрабху благословил Шри Рупу и Санатана Госвами. Эти два великих Вайшнава были любимы всеми Близкими Махапрабху. Если кто-то совершал путешествие во Вриндаван, Махапрабху нетерпеливо расспрашивал такового обо всем, что касалось этих двух братьев, о том, чем они питаются, об их аскетических подвигах, об их Бхаджане.

махапрабхура джата бара бхакта матра

рупа-санатана сабара крипа-гаурава-патра

кеха джади деше джайа декхи вриндавана

танре прашана карена прабхура паришада-гана

каха тахан каичхе рахе рупа-санатана

каичхе рахе каичхе ваирагйа каичхе бходжана

каичхе ашта-прахара карена шри-кришна-бхаджана

табэ прашамсийа кахе сеи бхакта-гана

аникета дунхе ванэ джата врикша-гана

эка эка врикшера талэ эка эка ратри шайана

випра-грихе стхула-бхикша кахан мадху-кари

шукша рути-чана чибайа бхога парихари

каронуа-матра хатэ кантха чхинра бахир-васа

кришна-катха кришна-нама нартана-улласа

ашта-прахара кришна-бхаджана чари данада шайанэ

нама-санкиртанэ сеха нахе кона динэ

кабху бхакти-раса-шастра карайе ликхана

чаитанйа-катха шунэ каре чаитанйа-чинтан

“Все Близкие Махапрабху относились к Шри Рупе Госвами и Шри Санатане с любовью и почтением. Если кто-то возвращался в Пури или Бенгал из паломничества по Враджу, все преданные Махапрабху тут же спрашивали у него: “Как там Шри Рупа и Санатан во Вриндаване? Какие аскезы они совершают, что они принимают в пищу? Как им удается быть поглощенными преданным служением все двадцать четыре часа, и при том изо дня в день?”

И Вайшнавы, вернувшиеся из Вриндавана, начинали восхвалять Шри Рупу и Шри Санатану: “Братья эти не имеют постоянного жилья, но каждую ночь отдыхают под новым деревом в лесах Вриндавана. Иногда они принимают пищу в домах брахманов, а иногда, ходя от двери к двери, собирают в ладони немного пищи. Едят они лишь сухой хлеб, да еще случается, жареный нут, совершенно свободные от чувств наслаждения. Вся их собственность состоит из кувшинчика для воды, стеганного одеяла, да ветхой набедренной повязки. Они непрерывно воспевают Имена Кришны, говорят о Его Лиле и восторженно танцуют. В Кришна-бхаджане они двадцать четыре часа в сутки, спать же позволяют себе не больше полутора часов, а бывают дни, когда, забывшись в воспевании Святого Имени, они и вовсе не отдыхают. В неземном блаженстве самопредания они составляют Книги, либо же проводят время свое в беседах и памятовании о Махапрабху.” (Ч.-ч. 2.19.123-131)

И Вайшнавы, слушая о совершенстве Бхаджана Шрилы Рупы Госвами и Шри Санатаны Госвами, испытывали глубочайшее счастье. В действительности, подобная глубина преданности и отрешенности в тех, кто обрел благословения Господа Чаитанйи Махапрабху, отнюдь не является чем-то неожиданным и удивительным. Шри Рупа Госвами сам так сказал во вступительном стихе Бхакти-расамрита-синдху:

хриди йасйа преранатайа

правартито`хам варака-рупо`пи

тасйа харех пада-камалам

вандэ чаитанйа-дэвасйа

“Я поклоняюсь лотосным стопам Господа Хари, пришедшего как Чаитанйадэв. Лишь по тому воодушевлению, что вложил Он в мое сердце, я взял на себя труд написания этой книги, хоть сам я — негодяй.”

Доверительная близость Шри Чаитанйи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами является причиной, по которой почитаемые Ачарйи нашей Сампрадайи выказывают безоговорочную верность Шри Рупе Прабху. Шри Кришнадас Кавирадж заключает каждую главу Чаитанйа-чаритамриты словами почтения в адрес Рупы Госвами и его дорогого ученика, Шри Рагхунатх Даса Госвами.

шри-рупа-рагхунатха-падэ джара аша

чаитанйа-чаритамрита кахе кришна-даса

“Кришнадас, мечтая обрести прибежище у лотосных стоп Шри Рупы и Рагхунатхи, повторяет эту Чаитанйа-чаритамриту.”

Наш высокочтимый духовный Наставник всегда учил нас выражать почтение нашему паратпара-гуру следующей молитвой:

намо бхактивинодайа

саччидананда-наминэ

гаура-шакти-сварупайа

рупануга-варайа тэ

Поклоняюсь Шри Бхактивиноду Тхакуру, исполненнному вечностью, знанием и блаженством. Он — проявление Гаура-шакти, он — лучший из следующих по Пути Шри Рупы.”

Однако, на протяжении всей своей апракрита-лилы наш всемилостивый Прабхупад указывал особо на Шри Рупу и Шри Рагхунатха как на тех, кому мы должны всегда следовать (анугатйа). В своих последних наставлениях, данных 23 декабря 1936 года, он говорил:

“Все вы проповедуйте, пожалуйста, Послание Шри Рупы и Рагхунатхи с великим воодушевлением. Верх наших мечтаний — стать пылинкой на лотосных стопах верных последователей Шрилы Рупы госвами. Пребывайте едиными в следовании Ашрайа-виграхе ради удовлетворения святых чувств Единственного, недвойственной Высшей Истины. Как-нибудь пройдите чрез эту временную, эфемерную жизнь, неукоснительно держа в своих умах единственную цель — поклонение Господу. Не оставляйте в стороне эту цель, даже перед лицом тысяч опасностей, потерь, и во времена гонений! Не теряйте расположения духа, если увидите, что подавляющее большинство не в состоянии принять принципы самозабвенного служения Всевышнему. Не отказывайтесь от вашего Бхаджана, от слушания и воспевания Кришна-катхи, самой сути вашей духовной жизни. Никогда! Прошу, всегда взывайте к Имени Бога, оставаясь более смиренными, нежели травинка, более терпеливыми, нежели дерево.

Это тело подобно состарившейся корове, которая в старые времена предназначалась для принесения в жертву. Только мы хотим отдать свое тело Кришне в Йагйе Святому Имени, как это было установлено Шри Кришна Чаитанйей и Его Близкими. Мы не стремимся быть вершителями великих дел или монументальных религиозных подвигов, наша сущность, наша настоящая личность, обретает истинное предназначение в том, чтобы быть пылинкой на лотосных стопах Шри Рупы Прабху жизнь за жизнью. И поток этот, идущий от Бхактивинода Тхакура, никогда не будет остановлен. Помня об этом, дайте обет удвоить ваши усилия ради исполнения желания Шри Бхактивинода. Среди вас немало одаренных и достойных личностей. Мы не стараемся для себя, ибо наше руководство таково:

ададанас тринам дантаир

идам йаче пунах пунах

шримад-рупа-падамбходжа-

дхулих сйам джанма-джанмани

“Сжав в зубах травы пучок, я непрестанно молюсь о том, чтобы рождение за рождением быть частичкой пыли на стопах Шри Рупы Госвами.” (Мукта-чарита Шри Рагхунатх Даса Госвами).

Пока живем в мире материи, постоянно сталкиваемся с какими-то трудностями и препятствиями, но они не должны смущать нас, и нам нет нужды прилагать усилия дабы устранять их. Что нам, живущим здесь, действительно необходимо, так это постоянно изучать что нас ждет впереди, каковой будет природа вечного бытия. Хотя нас окружает так много и того чего нам очень хочется, и того чего нам отнюдь не хотелось бы, нам необходимо свыкнуться с фактом присутствия в этом мире обычной двойственности пристрастий и антипатий. Она и привела нас к тому, что мы отлучили себя от лотосных стоп Кришны. А изысканный вкус к служению лотосным стопам Шри Кришны мы начнем ощущать лишь после того, как оставим позади любые мирские пристрастия и антипатии, посвятив себя Его Святому Имени.

При первом рассмотрении, концепция Кришна-бхакти может показаться пугающей и быть может даже излишне усложненной. Тем не менее, каждый человек осознано или подсознательно старается устранить из своей жизни те нежелательные явления, что препятствуют обретению непосредственного опыта вечного развития. Так что единственным нашим долгом является уход из сферы двойственности и погружение в мир вечного развития.

Мы не испытываем ни привязанности, ни вражды к кому-либо в этом мире, а решение разных проблем этого мира отложим на последний момент. Но вот потребность искать высшее совершенно неизбежна для каждого. Трудитесь вместе, в гармонии, ради единой цели — заслужить право прислуживать изначальному Ашрайа-виграхе. Пусть поток идей проповедуемых Рупой Госвами затопит весь мир! И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, мы не станем безразличными к семи языкам жертвенного пламени Святого Имени. Если наше влечение к Шри Наму останется всевозрастающим, достижение всех совершенств нам обеспечено. Оставайтесь верными последователям Шри Рупы Госвами, и проповедуйте Учение Шри Рупы и Рагхунатхи с решимостью, бесстрашно.”

Когда Шрила Прабхупад провозгласил Бхактивинода Тхакура олицетворением энергии Шри Гауранги Махапрабху и лучшим среди последователей Рупы Госвами, стало абсолютно ясно, что “поток идущий от Бхактивинода” тот же самый, что и поток, берущий свое начало в Шри Рупе Госвами. Шри Рупа открыл и осуществил сокровенное желание Махапрабху в этом мире, посему и чаяние сердца Бхактивинода Тхакура — утверждение воли Махапрабху в мире, и ничего иного.

Какое желание живет в самой глубине сердца Махапрабху? Ответ находим в Чаитанйа-чаритамрите: Он хочет дать то, что никогда не приносил в этот мир ранее — наделить каждого наиболее возвышенным служением Господу в чувстве Божественного Супружества. Далее Махапрабху объясняет как возможно принять этот Дар. Руками Своими Он обнял Шри Сварупу Дамодара и Рамананда Райа, сказав им: “Главное средство обретения любви к Кришне в эту эпоху вражды — воспевание Имени Святого.” Нам Махапрабху сказал как именно воспевать, чтобы опытно ощутить пробуждение в себе Прэмы:

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадэна

киртанийах сада харих

“Святое Имя нужно воспевать, ощущая себя менее значительным, нежели травинка. Необходимо стать терпеливее дерева. При том не принимать никакого почтения в собственный адрес, но всегда уважительно относиться к другим.” (Ч.-ч. 3.20.21).

Без неукоснительного исполнения данного предписания, обретение, столь дорогого сердцу Махапрабху, Сокровища Враджа-премы становится невозможным. Поэтому наш возлюбленный Шрила Прабхупад учил, что все совершенства приходят в усилении привязанности к семи-лепестковому пламени Санкиртана-йагйи. В первую очередь этим наставлением он оберегал нас.

Мы сознаем нашего Шрилу Прабхупаду лучшим среди преемников Шри Рупы Госвами и Сварупы Дамодара Прабху, и потому, повязав полоску ткани вокруг шеи и пав ниц пред ним, мы смиренно возносим свою молитву:

нама ом вишну-падайа

кришна-прештхайа бхутале

шриматэ бхакти-сиддханта-

сарасватити наминэ

“О Шрила Прабхупад, по воле Господа Кришны ты снизошел на эту Землю из Обители Всевышнего, Шри Голоки, и стал известен под именем Шри Бхакти Сиддханты Сарасвати. Я простираюсь в почтительных поклонах пред тобой, Гурудэв, ибо ты так дорог Господу Кришне, и в тоже время, ты — Его Пракаша-виграха. Господин, разрушь, оскверняющее меня, материальное эго до последней крупицы, и даруй мне прибежище подле твоих лотосных стоп, сделав меня слугой слуг твоих!”

шри-варшабхнави-дэви-

дайитайа крипабдхайе

кришна-самбандха-виджнана-

дайинэ прабхаве намах

“Владыка, ты наделяешь опытным знанием взаимоотношений с Кришной, Сыном царя Враджа. Тебе больно, когда ты видишь страдание других, ты — безбрежный океан сострадания. Ты один из Близких дочери царя Вришабхану, Самой Шримати Радхарани. Потому ты определил себя Варшабханави-дайита Дасом, слугой любимого Шри Радхой Кришны. Я вновь и вновь почтительно кланяюсь твоим стопам.”

мадхурйоджджвала-премадхйа-

шри-рупануга-бхакти-да

шри-гаура-каруна-шакти-

виграхайа намо`сту тэ

“Как Божьей природе присущи аспекты и царственного величия, и доверительной дружбы, так в чувствах преданности есть и благоговение, и, лишенная всяких рамок, близкая дружба. Наиболее же сокровенная преданность — супружеские чувства, что явлены были Гопи Враджа. Рупануга-бхакти, несомненно, и есть такое вот чувственное переживание, такая сладостная и сияющая Божественная Любовь. Я умоляю тебя, Воплощение великой Силы сострадания Шри Гауры Махапрабху, наделить этой Любовью все живые существа.”

В этой шлоке первая часть — “мадхурйоджджвала-премадхйа-шри-рупануга-бхакти-да”. Где слово мадхурйоджджвала означает, что свакийа, благоговейная преданность, которую мы находим в царицах Двараки, полностью отсутствует в чувствах преданности Рупануг. Любовь Гопи, со свойственной Ей паракией — Суть мадхурйоджджвала-премы. Гопи пели Кришне:

пати-сутанвайа-бхратри-бандхаван

ативилангхйа те`нтй ачйутагатах

“Мы пришли к Тебе, пренебрегая нашими родителями, детьми, братьями и всяческими родственниками!” (Бхаг.10.31.16). Как это описывал Сварупа Дамодар,уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам, слова те наполнены столь возвышенной, драгоценной природой их преданности.

Вторая часть шлоки, “шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа”, объяснена словами небожителей, обращенными к Шри Кришне, ñàäàíóãðàõî áõàâ¹í, означающими что преданные являются воплощенным состраданием Божиим. Потому и говорится, что милость Всевышнего следует за милостью Его преданных,бхакта-крипанугамини бхагават-крипа.

намастэ гаура-вани-

шри-муртайе дина-таринэ

рупануга-вируддхапа-

сиддханта-дхванта-харинэ

“Господин, ты — олицетворение Божественного Послания Махапрабху. Мой Учитель, ты устраняешь все невзгоды и страдания опустившихся душ и прогоняешь тьму измышлений, противящихся наставлениям данным Шри Рупой Госвами и его последователями. Кланяюсь стопам твоим вновь и вновь!”

Наш благословенный Гуру-бхаи, Шри Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, объяснял слова гаура-вани-шри-муртайе, провозглашая Шрилу Прабхупаду воплощением Хари-Нама Санкиртаны.

Почитаемый нами Шрила Прабхупад явил себя миру в 3:30 пополудни в пятницу, 6 февраля 1874 года (1795 Шака, по Ведическому календарю), в Кришна-панчами титхи месяца Магх, в доме Шрилы Бхактивинода Тхакура, что стоит в Священном Месте, где Шри Чаитанйа Махапрабху вкушал Чувство любви в разлуке с Кришной. Дом этот, именуемый Нарайан Чхата, находится поблизости от Храма Джаганнатха в Пури, на Grand Road, где постоянно слышны звуки Нама-киртана. Те, кто видели сияющего новорожденного на руках его матушки, Бхагавати Дэви, были изумлены тем фактом, что пуповина малыша обвивалась вокруг его плеч в точности как брахманический шнур. Так же как Рождество и Деяния Шри Кришны были совершенно необычайны и сверхъестественны, рождение и жизнь Его Близкого Преданного, Его Пракаша-виграхи, Шрилы Прабхупады, были столь же удивительными.

Шри Бхактивинод Тхакур назвал своего сына в честь Пара-шакти Шри Джаганнатхадэва, Бимала, Бимала-прасад. Через шесть месяцев после рождения Прабхупады настало время Шри Ратха-йатры. В тот год, по Своей воле, Шри Джаганнатх неожиданно остановил Свою колесницу прямо перед домом Бхактиинода и просто не двигался с места. Колесница Шри Джаганнатха оставалась неподвижной в течение трех суток, и весь этот период, по желанию Шрилы Бхактивинода Тхакура, перед Божеством проходил непрерывный Киртан. Да и вообще, все детство Шрилы Прабхупады сопровождалось грандиозными Праздниками Хари-Нама Санкиртаны.

В один из тех трех дней, Бхагавати Дэви принесла своего шестимесячного ребенка выразить почтение Джаганнатху. Мальчик неожиданно протянул ручки вперед и так заполучил цветочную гирлянду с шеи Божества. Приблизительно в тоже время Бхактивинод дал своему сыну Джаганнатха-прасад, проведя церемонию анна-прашана, при проведении которой ребенок впервые вкушает твердую пищу. После своего рождения Шрила Прабхупад оставался в Пурушоттам-дхаме в течение десяти месяцев, после чего вместе со своей мамой на паланкине отправился в Ранагхат, Бенгал.

Пока Бхактивинод Тхакур оставался в Шрирампуре, Шрила Прабхупад придумал новый тип фонетического письма, названного им биканто или викринти. А ведь тогда он был всего лишь в пятом классе. Через два года после этого, Шрила Бхактивинод вернулся из поездки в Пури с джапа-малой из Туласи. Он отдал эти четки Прабхупаде, посвятив его в воспевание Святого Имени и Нарасимха-мантры. В тот же период Бхактивинод Тхакур работал над составлением Чаитанйа-шикшамриты. Завершая работу над очередной главой, он с радостью давал ее читать Прабхупаде.

В 1881 году Шрила Бхактивинод Тхакур начал строительство Бхакти Бхавана в Калькуттском округе Рам Баган. Когда рыли котлован под фундамент, нашли маленькое Божество Курмы. Бхактивинод Тхакур обучил семилетнего сына правилам поклонения Мурти и дал Курма-мантру, после чего Шрила Прабхупад стал ежедневно наносить тилаку и совершать Пуджу Божеству.

Еще в очень раннем возрасте Шрила Прабхупад проявил большой интерес к наукам и необычайный талант в вопросах астрологии. Предвидя, что он будет Учителем средь Учителей и великим Вайшнавом (Махабхагаватой), его наставники дали ему титул Сиддханта-сарасвати. В 1918 году во Враджа-паттане, Майапуре, Шрила Прабхупад принял триданда-саннйасу и с тех пор его имя Паривраджакачарйа Триданди-Свами Шримад Бхакти Сиддханта Сарасвати. Хотя время от времени он именовал себя Варшабханави Дайита Дасом.

В 1892 году Шрила Прабхупад был зачислен в Калькуттский Санскритский Колледж. Ему не понадобилось много времени чтобы изучить учебники всех предметов, что были в расписании. Большую часть времени он проводил в чтении наиболее фундаментальных произведений находившихся в библиотеке колледжа. В 1898 Шрила Прабхупад отправился в паломничество вместе с Бхактивинодом Тхакуром, и побывал в Каши, Прайаге, а на обратном пути посетил Гайу. В Каши он встретился с Рам Мишра Шастри, с которым детально обсудил многие аспекты философии Рамануджа-сампрадайи. Примерно в это самое время в нем начал проявляться дух отрешенности, и Прабхупад пронес его через всю свою жизнь. Начиная с 1897 года, он стал строго соблюдать обеты Чатурмасйи, как то описывают Шастры Вайшнавов, готовя себе хавишйанн и принимая его прямо с пола, без всяких тарелок, а так же отдыхая на голой земле не используя подушек.

В том же году Шрила Бхактивинод Тхакур устроил свой бхаджан-кутир, обитель его служения, на земле Навадвипы, в Шри Годруме, близ реки Сарасвати, дав ему имя Шри Свананда-сукханда кунджа. Именно здесь Шрила Прабхупад в 1898 году впервые увидел своего будущего Гуру, Шри Гауракишора Дас Бабаджи. Он был очарован удивительными качествами этого Парамахамса-Вайшнава, его полным безразличием к любым условностям общества. Несколько позже, по слову Бхактивинода, он принял Бхагават-дикшу от этого Махабхагаваты. Это было в 1900 году, в месяц Магх.

Незадолго до этого, Шрила Прабхупад сопровождал Шри Бхактивинода Тхакура в его путешествии к Балешору и Ремуне, где смог получить Даршан Кширачора Гопинатха. Далее они отправились в Бхубанешвар и Пури. Здесь Шрила Прабхупад оставался какое-то время, совершая Бхаджан под руководством Бхактивинода Тхакура, пока последний ни направил его в Майапур. Там Прабхупад посвятил себя уединенному поклонению и крайне аскетичной жизни.

Находясь в Пури, Шрила Прабхупад познакомился с настоятелем Говардхан Матха, Шри Мадхусуданом Тиртхой, с коим провел не мало философских бесед. Тиртха Свами необычайно уважительно относился к Прабхупаде. Встречался и беседовал он в Пури и с другими людьми: с Васудэв Рамануджа Дасом и Дамодар Рамануджа Дасом из Самадхи Матха, Рагхунандан Рамануджа Дасом из Эмар Матха, с Джаганнатх Дасом из Папудийа Матха, со старым подвижником из Сваргадвар Чхата, Омкара Джапи, а так же с ученым Садашива Мишрой, адвокатом Харишчандра Басу, с Бихари Дас Пуджари из Ганга Мата Матха, с настоятелем Радхаканта Матха, Нароттам Дасом, Анантачараном Маханти.

Шрила Прабхупад начал серьезно изучать Рамануджа-сампрадайу еще раньше, в Бенгале, и, как результат своих исследований, он опубликовал соответствующие статьи и книги. В 1898 он написал о Шринатх Муни, Йамуначарйе и других Учителях этой школы ряд статей, опубликованных в Саджджана-тошани. Несколько раньше, Прабхупад издал на четырех языках южной Индии книги Сундарешвара Шраути, благодаря которому он изучил как школу Рамануджи, так и Мадхвачарйи.

В январе 1904 года Шрила Прабхупад посещает Сита Кунд и Чандранатх. В декабре того же года он пришел в Пури, а 23 февраля 1905 года он отправляется в паломничество по Южной Индии. Он посетил Сингхачхалам, Раджахмундри, Мадрас, Перембадур, Тирупати, Кондживарам, Кумбхаконам, Шрирангам, Мадурай и некоторые другие города, а затем отправился в Калькутту и Шри Майапур. В Перембадуре он изучил правила триданди-саннйасы Вайшнавов от одного саннйаси из Рамануджа-сампрадайи.

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о поисках Бхактивинода Тхакура Места Рождения Шри Чаитанйи Махапрабху. В своей автобиографии Бхактивинод Тхакур пишет следующее: “В следствии внимательного изучения Писаний Преданности и общения с группой Вайшнавов, я обнаружил, что утратил всякий интерес к мирскому образу жизни. Я подумал, что хорошо бы найти тихое место на берегу Йамуны, во Вриндаване, и посвятить себя уединенному Бхаджану. Тогда-то я и написал Амнайа-сутры... Однажды по делу я отправился в Таракешвар, и той же ночью Таракешвара Шива явился мне в видении и сказал: “Ты собираешься во Вриндаван... Но ведь в Навадвипе, прямо возле твоего дома, тебя ждет много работы. Что же ты будешь делать?””

В ноябре 1887 года Тхакур переведен в Кришнагар, где продолжает глубоко изучать Писания Вайшнавов. В период Рождественских празднеств, он направляется в Кулийу, современный город Навадвип, чтобы разыскать места связанные с Деяниями Махапрабху. Он описывает это в своей автобиографии: “Я пришел в Навадвип чтобы найти те места, в которых Махапрабху являл Свои Лилы, но меня ждало разочарование. Местные жители не знали ровным счетом ничего об этих местах. Однажды, Камал, клерк, и я поднялись на крышу и стали осматривать окрестности. В десять часов вечера небо, затянутое свинцовыми тучами, стало полностью черным, но в этот момент я увидел ярко сияющий дом на северной стороне русла Ганги. Я тут же спросил у Камала, видит ли он тоже самое что и я. Он ответил утвердительно. Утром я вновь вернулся на крышу Дома Королевы и стал внимательно смотреть в ту сторону, где видел ночью сияние. Я увидел что на том месте находится дерево Тал. Я расспросил об этом месте жителей города, и они сказали мне, что это место именуется Баллал Дигхи и что там найдены руины крепости царя Баллал Сэна.

В понедельник я отправился в Кришнагар, но в ту же пятницу я вернулся в Баллал Дигхи. И вновь мне было тоже видение, а утром я пошел на поиски того самого места, откуда исходил этот свет. Придя туда, я стал беседовать со старожилами тех мест, и от них узнал, что это и есть Место Рождения Чаитанйи Махапрабху.

Тогда я начал читать такие книги как Парикрама-паддхати Нарахари Тхакура, Бхакти-ратнакар и Чаитанйа Бхагавату Шри Вриндаван Даса. Одну за другой я посещал, указанные в этих книгах, деревни и их окрестности. В Кришнагаре я составил Навадвип-дхама-махатмйу, и отправил ее для публикации в Калькутту. Я подробно объяснил результаты своих исследований Двараке Бабу, толковому и достаточно разумному инженеру. Он составил для меня верную карту Навадвипы, которая была помещена в следующее издание Навадвипа-дхама-махатмйи.”

В 1893 году, во дворе A.V. School Кришнагара, состоялось общественное собрание. Изучив все представленные свидетельства, в том числе старинные карты и земельные документы, все собравшиеся единодушно признали Баллал Дигхи подлинным местом Рождения Чаитанйи Махапрабху, и признали необходимость широкой огласки этого открытия. Для этого был организован Навадвипский Общественный Комитет (Навадвип Прачарини Сабха). Уважаемый ученый, Аджитанах Нйайаратна и многие другие почтенные жители Кришнагара стали членами этого комитета. Подробное изложение первого собрания комитета можно найти в пятом томе Саджджана-тошани (N 11, 201-207 стр.).

День Явления Махапрабху 1300 года по Бенгальскому календарю (1894 г. от Р.Х.) был отмечен лунным затмением. Грандиозный Киртан сопровождал приглашение Божеств Шри Гауры и Шримати Вишнуприйи в Месте Рождества Махапрабху.

В 1920 году, согласно заветному желанию Шри Бхактивинода, Шрила Прабхупад провел Парикрам 16-ти крош Шри Навадвипа Дхамы. И уже на следующий год Парикрама вылилась в девятидневный Фестиваль.

Находясь в Майапуре в 1905 году, Шрила Прабхупад стал проповедовать Благую Весть Чаитанйи Махапрабху, и, следуя Шри Харидасу Тхакуру, он дал обет воспеть биллион Святых Имен, ежедневно воспевая не меньше трех лакхов. Мы слышали, что четки, на которых он совершал в это время Нам-Бхаджан, были те самые, которые он получил от Бхактивинода Тхакура в семилетнем возрасте в Шрирампуре. С этими самыми четками Прабхупад явил нам всем пример неукоснительного взывания к Святому Имени минимум один лакх каждый день.

В 1906 году, Рохини Кумар Гхош, племянник судьи Чандра Мадхаб Гхоша, видел удивительный сон, подсказавший ему необходимость стать учеником Шрилы Прабхупады. Так он стал первым учеником Шрилы Сарасвати Тхакура.

А в феврале 1909, Шрила Прабхупад построил дом в том месте, где был дом Чандрашекхар Ачарйи, и продолжил исполнение своего обета. Большой водоем, находившийся сразу за домом, он считал не отличным от Радха-кунды.

В 1911 году, когда Бхактивинод Тхакур являл состояние лежачего больного в Свананда-сукханда кундже, сотни ученых пандитов были приглашены на собрание в Миднапур, в деревню Балигхаи. Многие материалистичные брахманы настаивали, что Вайшнавы не-брахманы не имеют права давать посвящение брахманам, и что инициированные не-брахманами, не могут поклоняться Шри Вишну в Образе Шалаграм-шилы. Дебаты, имевшие место в этом собрании, были опубликованы. Выступающие в Вайшнавском мире в роли действующих ачарйев, члены семейств Госвами приняли сторону смартов. Возглавлял собрание влиятельный Вайшнавский ученый из Гопибаллабхпура, Вишвамбхарананда Дэва Госвами. Шрила Прабхупад был приглашен на эти дебаты пандитом из Вриндавана, Мадхусуданом Госвами, и пошел на них с благословения Шрилы Бхактивинода Тхакура. Утверждая Истину, как он был научен Бхактивинодом, Шрила Прабхупад зачитал статью озаглавленную “Брахманы и Вайшнавы”, и в своем дальнейшем объяснении полностью развенчал все доводы материалистично настроенных смартов и провозгласил подлинное заключение Писаний. Впоследствии статья была издана Gaudiya Printing Works под названием Брахмана о Вайшнава таратамйа-вишайака сиддханта (Заключение о подлинном положении брахманов и Вайшнавов).

В том же году дебаты имели место в Боро Акхре, в Навадвипе. В это время Шрила Прабхупад доказал вечное существование Гаура-мантры, опираясь в своих рассуждениях на Чаитанйопанишад из Атхарва-веды и другие свидетельства Писаний.

В первую неделю Ноября 1912 года, Шрила Прабхупад повел небольшую группу преданных в Шрикханду, Джаджиграм, Катву, Джхаматпур, Акаи Хат, Чхакханди, Даи Хат и другие места, где жили спутники Махапрабху. Какое бы место он ни посещал, он проповедовал беспримесное самопредание.

В апреле 1913 он основал издательство названное Бхагавата-йантралайа, Калькуттском районе Калигхат. Первой изданной там книгой была Чаитанйа-чаритамрита с его комментарием Анубхашйа. Далее была издана Бхагавад-гита со Сарартха-варшини, комментариями Шри Вишванатх Чакраварти Тхакура, и великая поэма Гауракришнодайа Говинда Даса. Прабхупад называл печатный пресс издательства брихат мридангом, Великим Барабаном Проповеди. Проповедь через печатание книг всегда необычайно вдохновляла его, поскольку он видел в ней наиболее постоянную и далеко идущую форму распространения священного Учения Чаитанйи Махапрабху. Он всегда лично проверял все что идет в печать в его издательстве.

Шрила Бхактивинод Тхакур присоединился к Нитйа-лиле Всевышнего 23 июня 1914 года. А в январе 1915 издательство было перевезено во Враджа-паттан Майапура, где продолжали печатать новые книги. Печать Анубхашйи к Чаитанйа-чаритамрите была закончена уже во Враджа-паттане 14 юиня 1915 года.

Шрила Прабхупад продолжил труд по изданию Саджджана-тошани, ежемесячный журнал основанный Бхактивинодом Тхакуром. В следующий раз издательство переехало в июле 1915 в Кришнагар, где преданные продолжили издавать Саджджана-тошани и множество различных произведений Шри Бхактивинода.

На рассвете Уттхана-экадаши, 17 ноября 1915 года, наш Парам-Гурудэв Шрила Гауракишор Дас Госвами на Коладвипе вступил в вечную Лилу. Будучи единственным инициированным учеником Шрилы Бабаджи, Шрила Прабхупад провел все соответствующие действа, руководствуясь Санскара-дипикой Шри Гопал Бхатты Госвами, и устроил Самадхи своего Гурудэва в Нутан Чхоре старой Кулии. Через какое-то время, когда Самадхи Шрилы Бабаджи грозило обрушиться в воды Ганги, Шрила Прабхупад послал своих учеников перенести священную гробницу в Чаитанйа Матх. Это было сделано 21 августа 1932 года. Он сам присутствовал на торжественном открытии нового Самадхи близ его Бхаджан-кутира на берегах Радха-кунды в Шри Майапур Дхаме, и установил регулярное служение в Самадхи Гурудэва.

Шрила Прабхупад был настолько переполнен чувством разлуки после Апраката-лилы Шри Бхактивинода Тхакура и Шрилы Парамахамса Бабаджи, что ощутил твердое желание оставить тело. Ночью, ближе к рассвету, во сне он увидел Шри Панча-таттву приближающуюся к Йога Питху с Востока. Эти Пять Проявлений Всевышнего шли за Джаганнатх Дасом Бабаджи, Бхактивинодом Тхакуром и Шрилой Гауракишор Дасом Бабаджи. Последние воодушевляли Шрилу Прабхупаду: “Сарасвати, не утрачивай надежду! Начни свой труд утверждения в мире чистой Религии. Проповедуй Послание Гауры, всюду распространяй Его Святое Имя, славь Его Обитель и Его миссию. Мы всегда с тобой и всегда готовы оказать тебе любую помощь. Множество людей и бесчисленные богатства только и ждут чтобы оказаться задействованными в исполнении этой миссии.”

Получив эти благословения от Махапрабху и Его вечных спутников, Прабхупад усилил свою проповедническую деятельность: он начал издавать еще больше книг и проповеднических журналов, он стал путешествовать, основывая Матхи и храмы по всей Индии, начал посылать своих проповедников с Благой Вестью Махапрабху всюду, начиная с Индийского океана и до самых Гималаев. Стали проявляется его вечные спутники, чтобы обрести прибежище у его стоп и помочь своими способностями в его проповеднической миссии.

7 марта 1918 года, в благословенный День Явления Шри Чаитанйи Махапрабху, в Шри Майапуре Прабхупад принял триданда-саннйасу. В тот же день он пригласил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Гандхарвика-Гиридхари в дом Чандрашекхар Ачарйи и основал Чаитанйа Матх. Пять лет спустя, начались работы по воздвижению 29-шпилевого здания Чаитанйа Матха. Храм задумывался так, чтобы образы основателей четырех сампрадай, а именно основателя Шри-сампрадайи Шрипад Рамануджи, основателя Брахма-сампрадайи Пурнапрагйа Мадхвачарйи, основателя Рудра-сампрадайи Шрипада Вишнусвами, и основателя Санака-сампрадайи Шри Нимбаркачарйи, были размещены в соответствующих угловых алтарях. Каждый из основателей четырех теистических исповеданий Веданты находился в определенном месте храма, однако главное помещение храма было отведено Махапрабху, Учителю самой сути Веданты, Ачинтйа-бхедабхеда-сиддханты, высочайшей теистической доктрины представленной в Шримад Бхагаватам. В том же зале живут Божества Шри Шри Радха-Говинды и Винодапрана.

Шрила Прабхупад сделал Чаитанйа Матх штаб-квартирой, откуда он руководил распространением своей всемирной миссии. В ноябре того же (1918) года он открыл центр в Калькутте по адресу Ultadingi Junction Road 1, который назвал “Шри Бхактивинода Асан”. Отсюда он отправлялся в Джессор и Кхулну. Там же, 5 февраля 1919 года, Шрила Прабхупад заново основал Всемирную Вайшнавскую Общину (Вишва Вайшнава Раджа Сабха). А 27 июня 1919 года он пригласил Образ Шри Бхактивинода Тхакура в Свананда-сукханда-кунджу. Первый месячный фестиваль Санкиртаны был проведен в Бхактивинода Асане с 18 августа по 18 сентября 1919 года. Через шесть лет после ухода из этого мира Шри Бхактивинода Тхакура, 23 июня 1920 года, за ним последовала почитаемая мать Шрилы Прабхупады.

Первого ноября 1920 года Шрила Прабхупад посвятил в орден отречения ученика Шрилы Бхактивинода, Ваишнава-сиддханта-бхушана Шри Джагадиш Бхакти-прадип Прабху. Таким образом он стал первым саннйаси Вишва Вайшнава Раджа Сабхи и с тех пор он известен под именем Триданди Свами Бхакти Прадип Тиртха.

В марте 1921 года Шрила Прабхупад возобновил проведение ежегодной Навадвипа-парикрамы. Затем, 19 августа 1922 года, ежемесячник и биение сердца самого Гаудийа Матха — “Гаудийа”, впервые был отпечатан в Bhagavata Press. Такую всеохватную проповедь Послания Махапрабху по всему миру Шрила Прабхупад начал после принятия им в 1918 году триданда-саннйасы. Он сам с великой решимостью давал глубоко научные лекции, проводил выступления, подготавливал к изданию множество публикаций и книг на бенгали, хинди, английском, санскрите и орийе. Им было открыто немало храмов как в Индии, так и за ее пределами.

Шрила Прабхупад оборвал свое временное пребывание в смертном мире в четверг, 1 января 1937 года в 5:30 утра, погрузившись в служение Их Светлостям Шри Радхе и Говинде во время Их утренней Лилы.

На главную

Hosted by uCoz